Независимая оценка учебных достижений обучающихся — это процедура оценки качества подготовки обучающихся, которую проводят независимые (внешние) по отношению к образовательной организации авторы заданий, наблюдатели и проверяющие работы эксперты. Для всех образовательных организаций города Москвы созданы единые контрольные измерительные материалы (например, тесты), технологии проведения, обработки и интерпретации результатов.
Результаты диагностики важны, в первую очередь, для учащихся и их родителей: они показывают уровень освоения важных умений, необходимых ученику для успешного обучения в школе. Диагностика помогает учителю спланировать индивидуальную коррекционную работу с учениками, понять, правильно ли была организована работа по формированию предметных или метапредметных умений, организовать разъяснительную работу с родительской общественностью.
В апреле 2021 года в рамках диагностики функциональной грамотности в 6 классах был апробирован и усовершенствован механизм проведения независимых диагностик функциональной грамотности. Диагностика проходила одновременно во всех школах в компьютерном формате. Объективность проведения диагностики достигалась привлечением независимых наблюдателей в каждую аудиторию, а также организацией онлайн-наблюдения (работой визоров).